Пока страсти вокруг украинского телеканала ТВі поутихли на время ранних почти летних каникул и судебных исков, самое время обратить внимание на другую тему, зазвучавшую в связи с неразберихой на этом все еще хозяйствующем субъекте. У нас вовсю заговорили об интернет-телевидении.
Возникло сразу два очага активности. Один – пока еще невидимый, состоящий из радикально настроенных бывших сотрудников ТВі, и второй – уже отметившийся своей страничкой в Фейсбуке и встречами поддержавших идею наяву. Первые, видимо, пока еще ищут деньги, тогда как вторые занялись поиском идеи, считая, что желающие заплатить найдутся, как только эта идея будет удачно сформулирована.
Тем временем, сам телеканал ТВі, остающийся пока в эфире, судя по заявлению еще связанных с ним лиц, будет искать свою удачу в традиционном телеэфире, постепенно уходя от имиджа “разговорного” и примеривая на себя имидж “привычного всем” телеканала – с сериалами, прогнозом погоды и выпуском спортивных новостей.
Зачем телевидению интернет?
Нас, впрочем, интересует не судьба телеканала ТВі, и дальше мы о нем можем полностью забыть, как уже, похоже, о нем забыли даже его немногочисленные зрители. Поразмышляем о перспективах новой идеи, захватившей умы людей по обе стороны экрана – об интернет-телевидении.
Идея, собственно, не нова. Уже какое-то время как об интернет-телевидении принято говорить о российском телеканале “Дождь”, и для этого есть основания. Для многих знакомство с этим телевизионным проектом в Украине состоялось и продолжается именно по интернету. Кто-то получает сигнал “Дождя”, как например, я – от своего интернет-провайдера, по каналам IP-TV. Т.е. даже просматривая этот канал на большом экране как и другие, в том числе местные телеканалы, я понимаю, что сигнал пришел по интернету.
Этот пример многое объясняет, если мы хотим найти ответ на вопрос – зачем телевидению интернет. Интернет – это альтернативный канал распространения сигнала. И гораздо менее дорогой, чем эфир или кабельная сеть. Распространяя свой продукт исключительно по глобальной сети, не нужно становиться собственно телеканалом, получать лицензии, частоты, платить за “подъем сигнала” на спутник и т.д.
Именно такое понимание потребности в интернете приходит в голову тем, кто работает на телевидении. В особенности, когда не хватает денег. Онлайн – дешевый, доступный и удобный канал распространения. Глупо отказываться от него в то время, когда прямую трансляцию видеосигнала в HD-качестве можно организовать со своего смартфона просто стоя на улице и, практически, бесплатно. Она будет доступна миллионам потенциальных зрителей.
Примеры такого использования интернета многочисленны. Многие теле и другие журналисты уже принимали участие во вполне себе телевизионных проектах, зрители которых наблюдали за происходящим не на экранах телевизоров, а на мониторах компьютеров, планшетов и смартфонов. Но это никто не называет интернет-телевидением. Т.е. интернет тут есть, а телевидения – нет.
Зачем интернету телевидение?
Собравшись в одной комнате, группа журналистов, подключив хорошую зеркалку к компьютеру через программное обеспечение, которое есть кому настроить и запустить, может хоть завтра организовать телепередачи по интернету. И для этого не нужно так уж много денег. Но все мы понимаем, что вот это – не телевидение.
Чего же не хватает в данном случае? Хорошей студии, интересных собеседников, талантливых ведущих, написанных без ошибок титров или зрителей на том конце провода? Смею утверждать, что ничего из перечисленного не делает телевидение телевидением. Не верите? Посмотрите на программы наших популярных телеканалов. Преодолейте себя. И вы увидите, что телевидение возможно и без приличной студии, с бездарными ведущими и вгоняющими в сон гостями, с ошибками в титрах (и не только!) и практически без аудитории.
То, что делает телевидение телевидением – это деньги. ТВ – это, наверное, последний оставшийся еще сектор медиарынка на котором возможно, и необходимо, достигать высокой концентрации денег. Телевидения всегда больше там, где больше денег. Начните оптимизировать затраты, сокращать расходы, урезать бюджеты – и вы увидите как дух телевидения улетучится, а вы останетесь на руинах, которые при этом, все еще будут стоить миллионы.
В высокой концентрации денег на ТВ заинтересованы все участники процесса. В первую очередь, государство. Оно (а это вполне известные нам всем люди) всегда там, где деньги. И никогда не против помочь появиться таким местам, где их много, не даром, конечно.
Во вторую, это, конечно, рекламный бизнес. Чем меньше в стране рынка, тем больше на ТВ рекламы, а значит – денег. Отсутствие рынка позволяет посредникам отвязаться от условностей эффективности рекламы и полностью сконцентрироваться на наращивании цены. Благо рекламодатели тоже почти не зависят от рекламы, в традиционном, по учебникам, смысле этого вида деятельности. Но очень приветствуют концентрацию денег в одном месте. Любая монополия у нас – благо.
Лишним будет говорить, что наличие больших денег очень нравится людям с ТВ. Они охотно распределяют и перераспределяют их, на зависть коллегам из других медиа. В связи с общим трендом на демпинг, охватившем журналистику, им, тележурналистам, достается все меньше, но они все чаще готовы работать за “славу”, которую потом капитализируют в других местах, например, в парламенте.
Ну а зрители? Им то ТВ достается бесплатно (или почти бесплатно). Какое они имеют отношение к большим деньгам ТВ? Самое прямое. Ну, если они есть, конечно. Зрители. Мы то знаем, что не всем телеканалам они уж так совсем обязательны. Но если они и смотрят ТВ, то жертвуя ему то, что вообще не имеет цены. Свое время. Ведь за просмотр рекламы им не платят. А то, что идет в перерывах рекламных роликов позволяет зрителю добиться колоссальной экономии семейного бюджета и сохранить нервы.
Без телевидения мы столкнулись бы с неразрешимой задачей – куда деть 8 часов жизни каждый день? 8 часов мы работаем, 8 часов – спим. А еще 8 – это наше свободное время. На самом деле, речь идет о 4-5 вечерних часах, которые могли бы стать серьезной головной болью, если бы не телевизор. Как иначе мы бы использовали это время? С одной стороны – позади рабочий день и на особую активность, о пользе которой мы узнаем по ТВ, уже не тянет. Элементарно нет сил. Сходить куда-то культурно отдохнуть? Этого не позволяет бюджет. Нам платят без учета того, что мы вдруг откажемся от телевизора. И мы не отказываемся. Он позволяет нам убить свободное время – дешево и сердито, это началось в Америке, а в последнее время это и наша реальность. И будучи “по локоть в крови” от этого убийства, мы даже готовы не возражая смотреть самую примитивную рекламу. Она обеспечивает нам необходимое для самих себя алиби.
Относительно распространения интернета, который, как многие считают, поможет скоротать время вместо телевизора. Это справеделиво, отчасти, лишь для молодежи. Большинство наблюдают иную картину – интернет лишь увеличивает наше рабочее время, забирая часы у сна и, конечно, у свободного времени. Это еще сильнее обостряет потребность в тупом и безотказном орудии убийства оставшихся пары-тройки часов в день. Это оружие имеет теперь больший калибр большую диагональ и обеспечивает 3D поражение.
(продолжение следует)