
Говоря о факторах, способствующих успеху медиа проекта, многие в первую очередь выделяют уникальную тематику, особую нишу, которую покрывает то или иное издание – будь то блог, газета или журнал. Найдите свою нишу – советуют эксперты начинающему автору блога. Но правы ли они?
Результаты опроса, проведенного на сайте SmartBlogs на тему “Что делает блог успешным?”, заставляют еще раз задуматься над тем, в чем секрет успеха.
Вот как ответили на поставленный вопрос участники мини-исследования:
- уникальность стиля автора -43,41%
- эксклюзивный контент – 35,66%
- уникальная ниша – 11,63%
- продвижение в социальных сетях – 5,04%
- высокое качество поисковой оптимизации (SEO) – 2,71%
- наличие связи с известными личностями, брендами – 1,55%
Как видим, лишь чуть более десяти процентов из 295 участников опроса выделили уникальную нишу в качестве залога успешности блога.
Задумайтесь на минуту над этим. Вспомните ваши любимые блоги. Скорее всего, большинство из вас вспомнят именно блоги с очень точно и четко очерченными темами. Такие блоги легко выделить в массе других, их легче рекламировать, они точнее соответствуют самой природе активности в Сети, где сообщества пользователей традиционно группируются вокруг интересных им тем. А авторам таких блогов проще продемонстрировать свой уровень компетенции и оставаться сфокусированными на том, что интересно им самим.
Однако, если попытаться сформулировать себе, почему тот или иной блог заинтересовал вас, чем увлек вас и многих других, то ответ будет очевиден. Именно личность автора, его (ее) персональные качества, язык, стиль и способ излагать свои мысли – вот что притягивает вас и заставляет возвращаться вновь и вновь.
Сколько раз вы ловили себя на мысли, что хотели бы узнать точку зрения своего любимого автора по вопросам, которые, казалось бы, абсолютно далеки от его сферы интересов и в чем он, скорее всего, понимает не больше вашего?
Как вы описываете то, о чем читаете? Это текст о здоровой пище, политический обзор или описание новой модели авто, говорите вы? Нет. Вы говорите – вот что пишет Виталий Портников о событиях в России, вот как видит Сергей Рахманин перспективы Украины или как Джереми Кларксон в своей колонке “закопал” новинку от Chrysler. Но разве только они пишут на заявленные темы?
Называя автора и декларируя свое отношение к нему, вы гораздо точнее и глубже выражаете и свое видение проблемы, выделяете важные нюансы и позиционируете свои взгляды. И все это потому, что так много скрыто в уникальности, индивидуальности стиля и образа мысли выбранного вами автора.
Выпячивание значения уникальной тематики и недооценка значимости личности автора – это проблема, пришедшая в цифровые медиа из традиционной прессы. В онлайне эта диспропорция попала на благодатную почву культа “узких ниш” и стала особенно заметной. Мы видим сотни сайтов тщательно фильтрующих контент, все более точно вгрызающихся в свою выбранную тему, но тексты которых теряют индивидуальность и стиль, все больше напоминая биржевые сводки (что может быть нишевее? 🙂
В Сети множатся “краткие курсы” успеха для блоггеров, в которых повторяется одно и то же: “выбирайте правильную нишу”, “ищите незанятую нишу”, “стройте сообщество в своей нише” и не “отклоняйтесь от выбранной темы”.
Газеты и журналы уже давно демонстрируют пренебрежение индивидуальностью авторов и не связывают свой успех с формированием своего уникального “голоса”. Стремление сэкономить и оптимизировать затраты привело к тому, что одни и те же известные фамилии стоят под материалами во многих изданиях, причем, порой конкурирующих в одной, выбранной на всю жизнь, нише.
Для меня очевидно, что будущее новых медиа, лежит вне рамок тематической нарезки информационного пространства. И если правильно расставить приоритеты, то успех придет к тем, кто заботится не о сохранении себя внутри тематической ниши, а свободно пересекает границы, следуя за интересами читательской аудитории. И кто, при этом, приобретает свой индивидуальный и неповторимый взгляд на вещи, свой язык, свою систему ценностей. Кто ищет ответы на вопросы вместе со своими читателями.
Вот поэтому мне близка идея индивидуальных медиа-брендов. Это авторы со своим лицом. Им не нужны посредники в виде изданий и издательских домов, надувающих щеки пропорционально числу наименований в их портфеле. Какой смысл в том, чтобы поддерживать своим талантом их авторитет, всякий раз уступая попыткам их редакторов втиснуть авторов в рамки своей ниши?
Более того, как точно заметил в своем блоге Джефф Джарвис, за такой контент мы готовы платить.
Долой нишевые медиа, которые становятся все скучнее. Пришло время личностей. Именно этого хотят люди.
Сергій Трегубенко
15/09/2010 at 20:18Проблема більш ніж серйозна. Найбільшим злочином комуністичного експерименту було знищення індивідуальностей.
Колективне, колективне… Яке може бути колективне без індивідуального? Якщо складові відсутні, то і їх множина порожня.
Але цю псевдоколективну порожнечу успішно використовують шахраї. І людські збитки від начебто їхньої колективної влади, цілком реальні.
Дякую, прочитав з задоволенням!