Журналистика баз данных: модный тренд или будущее профессии?

Журналистика баз данных

Среди новых направлений журналистики, с которыми связывают перспективы развития этой профессии, журналистика баз данных занимает особое место. Задумаемся на секунду. Ведь мы живём в мире данных. Их становится всё больше и с каждым днем они становятся всё разнообразнее. Если вчера журналист узнавал о чём-то новом от участника событий и свидетеля, то сегодня он может выудить сенсацию из файла с электронными таблицами.

В последнее время базы данных являются уже не только источником информации, с которой работает журналист, но и её результатом. Материалы, оформленные в виде базы данных, с недавних пор можно подавать на присуждение самой престижной награды мира журналистики – Пулитцеровской премии.

В отличие от рассказа очевидца, электронные таблицы, статистические сводки и базы данных, на первый взгляд, скучны и однообразны. Но они могут содержать то, что не сообщит журналисту ни один другой источник. Это что-то нужно найти и выудить, а также уметь представить результаты в максимально информативной и доступной массовому читателю форме. Это значит, что журналисту придётся пользоваться специальными инструментами и знаниями.

Прошлое

Считается, что журналистика баз данных (Database journalism) появилась в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия и поначалу называлась CAR (computer-assisted reporting). Уже тогда журналистам приходилось писать статьи, используя первые, далеко не персональные, компьютеры, позволявшие обрабатывать архивы статистических и иных данных.

Среди примеров использования технологий CAR обычно вспоминают 1952 год, когда американская телекомпания CBS использовала ЭВМ UNIVAC I для обработки результатов президентских выборов. В 1967 году в Детройте журналисты с помощью таких же огромных вычислительных машин обрабатывали статистические данные о выпускниках колледжей и пришли к выводу, что вероятность участия в уличных протестах не зависит от уровня образования протестующих.

По мере того, как компьютер превращался в повседневный инструмент журналиста, термин забыли. Ведь никому не приходило в голову выделять «телефонную журналистику», если автору статьи приходилось уточнять информацию по телефону. Вместе с проникновением компьютера само понятие данных утратило былой налёт эксклюзивности и вошло в обиход повседневной жизни редакций.

В практику работы большинства ньюзрумов позже пришла рутинная обработка больших массивов данных государственной отчётности и биржевых сводок. Отчеты полиции, вместе с демографическими и социологическими данными университетов, позволяли репортерам находить темы для резонансных статей.

Настоящее

Развитие цифровых технологий и интернета привело к тому, что наполнение термина «журналистика данных» подверглось существенной корректировке и в этом новом виде им называют процесс, когда база данных является центром всей работы журналиста. Поэтому в современных условиях было бы корректно различать «журналистику данных» и «журналистику баз данных».

Первая использует самую разнообразную открытую информацию, находящуюся в открытом доступе. Обрабатывая ее соответствующим образом, используя популярные приложения, как в онлайне, так и установленные на локальном компьютере, журналист анализирует данные и представляет их в удобном и наглядном виде. В то же время журналистке баз данных отводится роль исследовательской и почти разведывательной работы, когда после обработки больших массивов структурированной информации делаются выводы, серьёзно влияющие на понимание широкой аудиторией экономических и социальных процессов и явлений.

Современный журналист имеет под рукой целый арсенал средств, позволяющий собирать данные и обрабатывать их. Редакции самостоятельно проводят систематические опросы общественного мнения, изучают настроения людей и делают прогнозы на выборах.

Распространение мультимедийных технологий позволяет журналисту разнообразить то, как читатель получает информацию. Снабдив традиционный репортаж о результатах голосования интерактивной картой, фотогалереями и видеоматериалами, онлайновые издания предлагают своим читателям новый качественный уровень представления информации. Причем вся она также структурирована и оформлена в виде системы баз данных, находящейся «за кулисами» работающего вебсайта, позволяющего пользователю вести поиск, отбор и фильтрацию всех имеющихся данных.

Среди первых полноценных проектов новой журналистики баз данных эксперты и историки медиа называют запущенный в Великобритании в 2004 году сайт mySociety и открытый годом позже американский ресурс chicagocrime.org, основанный на анализе данных из полицейского управления Чикаго. Автор последнего, американец с украинскими корнями Адриан Головатый (Adrian Holovaty), позже написал статью, которую теперь принято считать «манифестом журналистики баз данных». В ней он пишет о том, что большая часть собираемой журналистами информации представляет собой информацию структурированную, т. е. такую, которую можно обрабатывать на компьютерах самым разным образом. Он сформулировал ключевое различие традиционной журналистики и журналистики баз данных, считая, что первая имеет результатом статьи, тогда как вторая создает базы данных фактов, которые можно обновлять и дополнять.

В последние три года мы наблюдаем бурное развитие журналистики баз данных. Интерактивные карты становятся одним из самых популярных медийных продуктов. В ход идет технология «замеса» (mashup), когда на одной странице сайта сводятся сразу данные разного рода и из разных источников. Так, в декабре 2007 года газета The Washington Post в своем расследовании ситуации в столичных школах объединила данные более чем десятка разных типов, полученных из 135 школ. Затем они были представлены в нескольких видах – просто статьи, материалы с привязкой к карте и как отдельные сводки.

Недавно в Украине появился первый (по крайней мере, так утверждают авторы) образец журналистики, основанной не на истории (тексте, картинке), а на интерактивной визуализации данных. Сайт «Тексти» визуализировал государственный бюджет Украины.

Будущее

Дальнейшее развитие журналистики баз данных связано уже не столько с созданием законченных информационных продуктов, сколько с предоставлением своим читателям особой информационной среды, в которой те сами смогут формировать тот продукт и выбирать для него ту форму представления, которые сочтут нужными.

Мы говорим о новых интерфейсах доступа к информации. Такие медиакорпорации, как Би-би-си, издания Guardian, New York Times или радио American National Public Radio, представляют своей аудитории право «собирать» в конечный продукт и визуализировать информацию, которую для нее добывают и систематизируют журналисты. Другими словами, эти организации признают тот факт, что суть их деятельности сводится не к написанию статей, а к сбору и распространению данных.

В ХХІ веке некоторые исследователи и эксперты говорят уже не только о журналистике баз данных, но и о более широких современных сферах деятельности в медиа – цифровой журналистике или кибержуралистике. Здесь базы данных окончательно утрачивают прежнее значение в качестве источника информации для создания медийного продукта. Базы данных – это, по сути, то, чем цифровая журналистика занимается, в самом широком смысле слова.

Впервые опубликовано на сайте “Медиаграмотность

telegram

коментарі 4

  1. […] Возможно, кто-то из Вас уже ранее слышал этот термин «журналистика данных» или «data driven journalism«. Если нет, то всячески рекомендую начать со статьи Евгении Шевниной в Mediapedia, заметку в блоге NewMediaLine – 10 фактов о журналистике данных, а также статью в блоге Сергея Рачинского –  Журналистика баз данных: Модный тренд или будущее проф… […]

  2. […] Возможно, кто-то из Вас уже ранее слышал этот термин «журналистика данных» или «data driven journalism». Если нет, то всячески рекомендую начать со статьи Евгении Шевниной в Mediapedia, заметку в блоге NewMediaLine — 10 фактов о журналистике данных, а также статью в блоге Сергея Рачинского —Журналистика баз данных: Модный тренд или будущее проф… […]

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *