21 год Независимости: украинские медиа после 1991 года

Популярный сайт “Медиаграмотность” провел на днях опрос журналистов, экспертов и специалистов, целью которого было выяснить их отношение к судьбе украинских медиа в эпоху независимости. Известные в медиасреде люди ответили на четыре вопроса:

Как изменялась общественная роль медиа в Украине за годы независимости?

Как изменялись ваши личные медиапристрастия: что вы читали и смотрели раньше и что – теперь.

Есть ли у нас медиа, которые влияют на реальную политику в Украине?

Какую роль в ближайшей перспективе в Украине будут играть новые медиа, и в первую очередь, социальные сети.

Я не был участником опроса, но, тем не менее, хочу воспользоваться моментом и высказать свое мнение по затронутым в опросе темам. В разное время я был активным потребителем медиа, затем какое-то время работал на этом рынке, а теперь, скорее пытаюсь разобраться в сути происходящих в новых медиа процессах и помочь разобраться в этом другим.

Общественная роль медиа в Украине: вчера и сегодня

С падением коммунистической идеологии медиа в Украине на какое-то время замерли в образовавшейся пустоте. Этому способствовала не только разруха в головах, но и разруха на рынке. Государство ослабило пропагандистскую активность, выискивая основы новой идеологии, которая помогла бы экс-партократам комфортно править в новую эпоху. Потребители в это время находились под впечатлением информационного перестроечного бума и взахлеб читали все новые и новые разоблачения о Сталине и сталинизме, а также впервые открыли для себя огромный пласт собственно украинской истории, которой ранее не находилось места на страницах советских газет и журналов.

Вообще, жажда чтения и информационный голод населения создавали условия для появления разного рода издательских проектов: газет и журналов, новых телеканалов и радиостанций. Роль медиа в то время сводилась, в первую очередь, к информационной и образовательной. В стране начали работу первые информационные агентства, стали популярными новости вообще, а материалы архивов полностью перевернули представления людей о собственной истории.

Обслуживая интерес первых предпринимателей, в стране появилась деловая пресса, которую издавали частные компании. Эти издания были исключительно популярны, продавали большие тиражи, но, тем не менее,  не стали ничем большим, чем набором справочной информации о налогах, сборах и прочей экономической активности чиновников. Сбрники прайс-листов мелких и крупных компаний били рекорды по рекламным доходам и продаваемым тиражам.

Попытки создать национальную деловую газету предпринимались, на короткое время появлялись новые издания, но закончились эти попытки ничем. Такой газеты нет в Украине до сих пор.  Этот рынок сейчас обслуживает российский Коммерсант, который появился многими годами позже и печатная версия которого, скорее всего, вскоре прекратит существование.

Несмотря на активность на местах и появление ряда местных изданий в областных центрах и столице, с качественной национальной ежедневной газетой тоже так и не сложилось. Ближе всех к этой цели подошли создатели Газеты 24, которая отличалась европейским дизайном и тщательной работой редакции, которая насчитывала более 100 человек. Однако, экономически состоятельным проектом она не стала и прекратила существование. В марте 2007 года она начала выходить в Киеве, а уже в октябре с поста главного редактора ушел Виталий Портников. В самом начале 2009 года вышел последний печатный номер издания.

Анализируя судьбу главных медиа-проектов в Украине с момента провозглашения независимости и до наших дней можно сделать вывод, что в стране так и не появилась качественная профессиональная журналистика. Имитация демократии, отсутствие рыночных отношений в экономике, задавленной монополизмом и коррупцией, так и не возникшая политическая конкуренция, подмененная конкуренцией кланов и их лидеров, привели к тому, что у населения так и не возник платежеспособный спрос на журналистику. Неразвитость фондового рынка и засилие монополий лишили перспектив журналистику экономическую.

Все это привело к тому, что экономические издания стали разновидностью рекламных изданий, а общественно-политические вернулись на службу государству и немногочисленным влиятельным людям, заменив журналистику пропагандой, разбавляя ее развлекательной и всякого рода “полезной” информацией.

За 10 последних лет активно набиравшие вес интернет-проекты, открывшие в 2000 году бесплатный и практически неограниченный доступ значительной части населения к новостям,  в последнее время переживают кризис связанный с тем, что пользователи интернета утрачивают интерес к новостям, как таковым. В стране, погруженной в реинкарнацию советского застоя, обслуживающие власть СМИ дискредитировали новости, как важнейший вид контента, всегда привлекавший большой интерес аудитории. “Чернуха” и “жултуха”, убогие медиавойны и скандалы стремящихся к популярности политиков или дутых звезд, заменили информацию, вытеснив новости из рациона массового потребителя медиа.

Низкий уровень журналистики, страдающей от давления государства, демпинга и низкого качества менеджмента не позволяет изданиям предложить хоть что-то взамен “новостей”.  Телевидение в погоне за рейтингами ударилось в развлечения, практически изжив информационную составляющую в своих эфирах. Красноречивым является также тот факт, что в Украине нет ни одной станции чисто разговорного радио.  Те же станции, которые позволяют себе “разговоры” в эфире, делают это скорее вынужденно, усматривая в них дополнительный рекламный канал, позволяющий заработать. Слушатели к ним практически равнодушны, несмотря на бурный рост широкополосного интернета и популярность мультимедийных ресурсов.

(конец первой части)

 

 

telegram

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *