15
- Вересень
2010
Posted By : Сергій Рачинський
Анонимный учебник перестает им быть
Учебник перестал быть учебником

Сегодня в Украине много говорят и пишут о переменах в содержании школьных учебников истории. Оттуда убирают что-то, что-то добавляют. Мы не будем говорить об учебниках первых классов или точных наук. Речь о том, что читают по истории своей страны старшие школьники.

Если задуматься, то современный школьник, тотально “подключенный” к интернету, уже не считает книжку, которую он обязан читать в школе – учебником. В том смысле, в котором эта книга была знакома всем нам, выросшим в доинтернетовскую эпоху. Мы активно обсуждаем как интернет “убивает” газеты и, вообще, прессу, но я не встречал ни слова о том, что сама концепция учебника теряет свой смысл. Ведь учебник – это источник информации. И с развитием Сети, правила игры в информационной среде меняются.

При наличии неограниченного числа источников (не забывайте, молодежь теперь еще и читает по-английски!) информации, то, что выдают (или не выдают :)) в школе – лишь одна из не самых удачных версий событий, принадлежащая некоему, совершенно не знакомому, а по сути, анонимному, автору. И это очень важно теперь. Если вас нет в интернете – вас нет вообще. Это далеко уже не о бизнесе, это вообще об авторитетности автора любого информационного продукта.

Я уверен, что мой сын, бывавший на Майдане вместе с нами, не увидев упоминания об этом событии в учебнике, отнесется к этому совершенно спокойно. Для него этот “пробел” ничего не значит. Его даже не удивит этот факт. Более того, это лишь подкрепит его подозрения в том, что книжка в его руках – просто формальность, одна из тех формальностей, которые окружают ученика в нынешней школе. Самое последнее, что ему придет в голову, это делать какие-либо выводы на основе прочитанного в этой книжке.

Нужны авторитетные авторы

Учебник стал игрушкой чиновников, теряя последние связи с миром тех, кто эти учебники читает. Авторитет современного учебника настолько низок, что нет смысла обсуждать его содержание. Авторитетным теперь есть не статус книги – школьный учебник – а статус автора. А я не знаю ни одного автора учебников, хоть на минуту озаботившимся своим статусом у аудитории. У начальства – видимо, да. Но не у тех, кто будет читать его книгу. Авторы учебников должны быть известны своим читателям, т.е. школьникам, или, хотя бы, их родителям. Причем, мы говорим не об академической известности, званиях и премиях.

Без этого учебник умрет окончательно, будь он напечатан на бумаге или выведен на экран ридера электронных книг.

Не нужно обольщаться тем, кто уверен, что интернет в Украине далеко не везде, особенно вне городов. Это очень не надолго. Кроме того, телевидение уже тотально приучило всех к тому, что имеет “значение” только мнение известного персонажа, даже если он не может связать два слова. Это проявление той же тенденции, только в извращенном виде, а телевидение извращает все, так как лишает человека выбора.

Вместо борьбы с потерявшей связь с действительностью чиновничьей машиной за содержание тех книжек, на обложке которых напечатано “учебник по истории”, нужно всячески поощрять и содействовать раскрутке людей, чьи мысли и убеждения соответствуют вашему пониманию мира. Из нас нужно буквально выдавливать наверх, на свет, тех, кому есть что сказать и кто думает об интеллектуальном развитии детей, а не об очередной звездочке на погонах своего мундира воспитателя.

Казалось бы, причем тут новые медиа? Но если задуматься, то школа завтрашнего дня – это социальная сеть. И та информация которая будет жить в этой сети, подчиняется тем же правилам, что и любой медийный продукт – будь то новости, анализ событий или образовательный курс. А значит, авторитет и индивидуальность автора станут главными критериями, по которым мы будем отбирать первоисточники для своих детей. Учителя будущего и авторы школьных учебников сегодня экспериментируют с Facebook’ом и Твиттером. Ищите их там, а не в кабинетах министерств.

google+
telegram