О вреде от Интернета и фальшивых блоггерах

А. Остальский, экс-главред Русской службы Би-би-си (фото: Телекритика)

В Украине побывал экс-главный редактор русской службы Би-Би-Си Андрей Остальский. Интервью с ним публикует сайт “Телекритика”. Среди прочей интересной информации я не могу не выделить несколько слов, сказанных известным журналистом об Интернете.

“Мне иногда кажется, что он приносит вреда больше, чем пользы”, так, хоть и осторожно, но недвусмысленно, А. Остальский сформулировал свое отношение к Интернету вообще, и новым медиа, в частности. “Интернет еще слишком молодой и хулиганский”, заявил он.

Журналист “Телекритики” тут же поинтересовался: “Что вы называете «вредом от интернета»”?

Не скрою, мне тоже захотелось услышать ответ на этот вопрос от человека 16 лет проработавшего в организации, веб-сайт которой в этом году получил две “народные” награды конкурса Webby, присуждаемые пользователями всего мира. Коллега А. Остальского, редактор сайта новостей BBC Стив Герман (Steve Herrmann), кстати, назвал это “выдающимся достижением” для сайта, который имеет ежемесячную международную аудиторию в 66 млн. человек. Веб сайт Радио 4, о котором А. Остальский сказал в интервью много хорошего, также, в свое время, выиграл Webby в категории “Радио”.

Ответ был краток: “Колоссальное количество дезинформации”.

В качестве обоснования этого тезиса экс-главред привел данные о том, что по “подсчетам Freedom House, в Китае 250 тысяч человек работают в специальной государственной структуре, которая целенаправленно занимается дезинформацией в интернете: это фальшивые лживые блогеры и комментаторы, цель которых – абсолютно запутать всех, завести в тупик, чтобы уже было непонятно, где правда, а где ложь. Думаю, что такая же ситуация сейчас и в России, и в других странах, но нет прямых доказательств этого”.

“Прелесть интернета в том, – добавил в завершение он, – “…наймите фальшивых блогеров – и дело в шляпе”!

На этом тема “Интернета” была закрыта и разговор перешел на другие темы. Я же хочу задержать ваше внимание еще некоторое время на теме “вреда” и “дезинформации”.

Я не думаю что в мире средств массовой информации существовал ранее, и существует сейчас, какой-либо медиа-канал, который мог бы соревноваться с радио по объему выдвавемой “на гора” дезинформации.  Бывшему советскому журналисту, как никому другому, это очень хорошо известно. Традиция тотального дезинформирования аудитории была не менее результативно подхвачена и телевидением. Именно в радио и телеэфире слушатель и зритель оказываются абсолютно беспомощными перед профессионально сработанной дезой.

Кстати, я не слышал от серьезных профессионалов традиционных медиа форулировок о “вреде” радио и телевидения из-за засилия дезинформации. Потребители, напротив, жалуются на это, но их возможности противостоять потоку дезинформации в мире традиционных медиа равны нулю.

Естественно, “специалисты информационной закулисы” не останутся без работы в эпоху Интернета. В особенности, это касается стран вроде Китая, с тотально контролируемым информационным пространством. И продукт их деятельности, в силу глобальной природы Интернета,  будет присутствовать по всем миру и отравлять информационную среду.

Но лишь в глобальной Сети, впервые в истории, потребитель информации имеет возможности свести отрицательный эффект этого “засорения” к минимуму. Только в онлайне сообщение любой службы, какие бы цели не ставили ее “фальшивые блоггеры”, столкнется с адекватной реакцией всего сообщества. Любая ложь может быть выявлена и прокомментирована, опровергнута и доказана в считанные минуты.

Именно в Сети бесполезно “засорять” эфир инсинуациями анонимных блоггеров, т.к. тут главный  критерий – доверие, авторитет автора, а не его “изобретательность” и “креатив”. Ценится уже не само сообщение, а его обсуждение, дискуссия, реакция. И тут “купленные блоггеры” смогут иметь лишь очень ограниченное влияние на настороения массовой аудитории. Деятельность BBC в онлайне – отличное тому свидетельство и подтверждение на практике многих новых тенденций на рынке медиа.

Конечно, Интернет – молодая среда и в онлайне обыватель сталкивается с необходимостью понять новые правила игры и привыкнуть к новому стилю, новому “про-активному” способу потребления информации. Он должен быть сам себе фильтром и, во многом, редактором своего информационного продукта. Тут важно не купиться на дешевые трюки и опираться на проверенные и надежные источники, на мнение и рекомендации своих друзей, на выбор и предпочтения авторитетных людей.

И в этом велика роль опытных мэтров журналистики, медиа-экспертов, прошедших огонь, воду и медные трубы традиционных медиа, знающих трюки и уловки, болевые приемы в обращении с читателем и методы маскировки правды. Они должны стать проводниками в новом информационном мире в котором мы все теперь не только читатели, но и авторы.

И уж последнее, что хотелось бы получать от профессионалов пера и микрофона, так это заявления вроде тех, что сделал в Киеве уважаемый А. Остальский. Я более чем уверен, что Сева Новгородцев, может и путавший Ливию с Ливаном,  разбирается лучше в вопросах вреда и пользы, говоря об Интернете. Так что не все еще потеряно.

telegram

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *