15
- Квітень
2011
Posted By : Сергій Рачинський
Второй Интернет. Версия социальная
Интернет 2

Интернет вновь, как и 10 лет назад, полон денег. По крайней мере, это касается стоимости основных действующих лиц онлайна – такие компании,как Facebook, Twitter, Zynga или Quora, прибавляют в стоимости едва ли не каждую неделю. Ещё больший интерес инвесторов ожидается после появления этих компаний на бирже. Те, кто внимательно следит за финансовой стороной дел в сегодняшнем интернете, говорят, что упомянутые компании, к которым в любой момент могут присоединиться ещё несколько, являются частью нового виртуального мира – Второго Интернета.

Участников этого нового мира объединяют некоторые качества, которые позволяют им бурно расти, набирая стоимость, в то время как старожилы, ещё недавно бывшие лидерами, постепенно сдают позиции, уходя в историю.

Идея интернета-2 не нова. Фактически о ней заговорили сразу, как только традиционные модемы, подключенные к телефонным линиям, уступили место более быстрым линиям связи с онлайном. Решение актуальной в те времена проблемы «последней мили», а именно замены самого медленного участка линии связи пользователя с глобальной сетью на что-то более быстрое и недорогое, уже было не за горами. И идея нового, сверхбыстрого интернета захватила умы миллионов. Интернет-2 с его огромными скоростями казался утомлённым медленными медными проводами пользователям сказкой, в которой возможно все.

Но эта сказка, воплощённая в жизнь, как это уже не раз бывало в истории, быстро растворилась в повседневной реальности, а казавшиеся вчера такими важными проблемы скорости были быстро забыты. Их вытеснили ещё более важные проблемы содержания того, к чему мы теперь так быстро могли добраться. По иронии судьбы дискуссии о перспективах интернета-2 были погребены под обломками интернет-индустрии, рухнувшей вследствие краха «дот-комов». Многие, впрочем, называли всё это «лопнувшим пузырём».

Большой социальный брат

Сегодняшний очень быстрый рост денежного эквивалента компаний, лидирующих на рынке онлайна, также сопровождают спекуляции о новом «пузыре», который неизбежно лопнет. Судя по суммам, которые платят инвесторы за то, чтобы стать частью этого пузыря, гадать, пузырь ли это и лопнет ли он, нам осталось недолго.

В то же время пока одни стоят в очереди, чтобы купить себе немножко фейсбука, другие ищут объяснение происходящему. И вновь в оборот пошла идея об интернете-2. Но уже совершенно с новым содержанием. Дело не в скорости, это очевидно. Компании, преуспевшие в создании огромного количества контента всех возможных видов, в частности, непоколебимые ещё вчера порталы вроде Yahoo или AOL, едва сводят концы с концами, продавая своё и покупая чужое. Значит, надо искать что-то ещё. И есть те, кто утверждает, что знает всё о природе нового интернета. Он – социальный.

Социальный интернет и есть тем новым содержанием, которое вкладывают в понятие интернета-2 сегодня. Каковы же его признаки? А вернее, что объединяет компании, добившиеся успеха в наши дни и формирующие собой этот новый интернет?

Во-первых, открытость. Современные платформы, которые становятся основой успешных востребованных сервисов, открыты внешнему миру, имеют открытый сторонним разработчикам интерфейс. И эти разработчики во многом и формируют своими идеями и проектами новый социальный мир вокруг таких платформ.

Во-вторых, непрерывные инновации, постоянное развитие. Ни один сервис в мире интернета-2 не достигает состояния «завершённости». Он постоянно модернизируется. Все мало-мальски интересные идеи подхватываются и воплощаются в жизнь. И жизнь даёт этим инновациям оценку: достойные остаются и совершенствуются, неудачные – отбрасываются на самых ранних стадиях.

В-третьих, компании и их клиенты не разделены экраном компьютера, браузером, как прилавком в старом гастрономе, а, наоборот, объединены в одно целое. Бизнес в интернете-2 прислушивается к своим потребителям, ведёт с ними постоянный диалог и всячески вовлекает их в свою деятельность. И там, где это необходимо, оставляет клиентов наедине с самими собой, отходит в сторону, не мешает им развивать и совершенствовать его бизнес.

Отсюда следует ещё один признак. Именно вклад пользователей, их активность и участие составляют в значительной мере основную стоимость сервиса в интернете-2. Коллективный опыт и результат взаимодействия пользователей являются главным капиталом таких компаний. При этом каждый пользователь получает свой собственный опыт, персонализированный и уникальный. Он создаёт в предложенных рамках свой индивидуальный мир. А не втискивается в уже созданный для абстрактного «среднестатистического» потребителя.

Ну и ещё вспоминают о постепенной замене привычного в последнее время поиска новым опытом. Назовём его, вслед за другими исследователями интернета-2, открытием. Взаимодействуя и общаясь с другими, мы расширяем границы нашего собственного мира, следуя своим приоритетам и оставаясь в своей системе ценностей.

Впрочем, всё громче звучат голоса тех, кто во всём этом усматривает угрозу. Угрозу превращения интернета в инструмент Большого Брата, который «следит» за всеми нами. Теперь у него новое, более привлекательное социальное лицо. Но чувствуем ли мы себя безопаснее?

Однако вернемся к тому, с чего начали. К деньгам.

Интернет-2: отчёт

То, что рассуждения о некоем новом интернете выходят за рамки ни к чему не обязывающих прогнозов и наблюдений, говорит появившийся недавно отчёт компании Wedbush Securities, занимающейся очень конкретным и лишённым фантазий делом – анализом финансового состояния и уровнем капитализации компаний. Этот отчет называется «Второй интернет». А как иначе? С содержанием отчёта можно познакомиться в сети.

Анализируя феномен интенета-2 и состояние дел его основных игроков, компания Wedbush Securities сравнивает показатели роста Facebook с тем, что демонстрирует в последнее время Google. Такая пара выбрана не случайно. Если то, что делает Facebook сегодня, является практической реализацией основных перечисленных выше новых принципов, лежащих в основе идеи «Второго интернета», то Google, по мнению исследователей, является признанным лидером того, что, по аналогии, можно было бы назвать «Первым интернетом».

Это не единственное противопоставление лидеров разных сегментов рынка в обеих версиях глобальной сети, имеющее место в этом документе. Так, по мнению его авторов, популярный источник новостей и аналитики современной Америки, интернет-издание The Huffington Post, оспаривает, казалось бы, непоколебимое лидерство CNN.com. Социальная сеть, имеющая вид «службы вопросов и ответов», Quora лишает лавров первенства Yahoo Answers, которая в своё время также бесцеремонно обошлась с авторитетной у нескольких поколений Encyclopaedia Britannica. Новичок мира игр Zynga обходит MiniClip, которая оставила позади легендарную Electronic Arts.

Нашёлся кандидат на первенство и на рынке офисных приложений, где мы едва стали привыкать к тому, что Google Docs бесцеремонно и, похоже, необратимо, подвинул Microsoft Office. И вот теперь там внимательно следят за успехами Jive Software.

Есть и исключения. Считается, что весьма успешно из «первого» во «второй» интернет мигрирует профессиональная сеть LinkedIn, хотя многие с этим выводом могут и не согласиться. Вот и Wedbush Securities советует обратить внимание на новичка BranchOut, который может включиться в борьбу за лидерство.

Интересно, что в своём отчете Wedbush Securities не устояли от соблазна и дали свою оценку капитализации Facebook в ближайшем будущем. Их прогноз выглядит впечатляюще – крупнейшая социальная сеть будет стоить в 2015 году 234 млрд долларов. Сегодня за Facebook дают около 75 млрд. Готов ли Google ответить? Пока всё идет к тому, что корону лидерства крупнейший поисковик уступит без боя. Правда, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что, как стало известно, среди авторов отчёта есть и люди, владеющие акциями Facebook. Поэтому доля здорового скептицизма тут не повредит.

Стремлением вчерашних лидеров сохранить свои позиции объясняются попытки на ходу усилить социальную составляющую своих сервисов и открыть, таким образом, для себя перспективу в новой реальности. То, что сделать это непросто, мы видим на примере недавней инициативы Google, запустившей кнопку «+1». Очевидно, что вчерашнее доминирование на рынке не дает никаких гарантий успеха с наступлением «второй версии» интернета.

Вместе с тем, эксперты советуют не забывать, что нынешние кандидаты на лидерство могут недолго продержаться в таком качестве. Недавний бурный рост популярности сети Quora, например, не даёт оснований утверждать, что это долговременный тренд. Сохранится ли интерес аудитории к этому сервису, или начнёт падать – вопрос открытый.

Ну и в завершение нельзя не заметить, что всё, о чём пишут в отчетах финансовые аналитики, пока имеет влияние лишь на весьма ограниченную часть мирового рынка, главным образом, на рынки США и Европы. Именно здесь перспективы интернета-2 представляют практический интерес. Не будем забывать, что в мире есть такие страны, как Украина, где лидерство в интернете сохраняют компании, работающие по принципам не только «первого» интернета, но и интернета, образно говоря, «нулевого». Как долго понятие «интернет-портал» будет у нас ассоциироваться с новизной и инвестиционной привлекательностью, не знает никто. Ну, и не будем забывать, что в таких странах, как Индия, интернет доступен лишь 4% населения, то есть является весьма экзотическим развлечением немногих. Возможно, индийцы начнут отсчёт версий интернета сразу со «второй».

google+
telegram