Блогосфера самообслуживания

Сегодня 14 июня есть хороший повод поговорить о блогах и блогерах. Это уже сделали на сайте “Медиаграмотности” – там несколько известных в онлайне людей ответили на вопросы об украинской блогосфере и, конечно, о том, чем блогер отличается от журналиста. Это примерно то же самое, что спросить чем функции журналиста отличаются от функций таксиста или преподавателя вуза.

Вообще всерьез обсуждать то, что множество людей разных профессий (и функций), которые вместе и составляют блогосферу, заменят журналистику,  по меньшей мере, странно. Противопоставление журналистов, среди которых много блогеров, и блогеров, среди которых много журналистов, – это следствие невысокого уровня той самой медиаграмотности, как среди журналистов, так и среди блогеров.

Тем не менее, на заданные вопросы там были получены ответы и их очень полезно прочитать любому, кого интересует состояние дел в медиапространстве нашей страны. На эти темы у нас пока еще говорят очень мало.

Именно скудость дискуссии в нашей стране, отчасти, оправдывает мою попытку также ответить на незаданные мне вопросы. Т.е. ниже я займусть саморекламой, ведь по сути, вся реклама – это попытка отвечать на незаданные вопросы.

Блогосфера и жизнь

Появление и развитие блогосферы ничем не отличается от судеб иных занятий людей в нашей стране.  Как раньше они массово ушли на дачные и приусадебные участки, чтобы просто прокормить свои семьи в то время как на полках магазинов было пусто, как совсем недавно они массово занялись предпринимательством, чтобы заработать какие-то деньги в стране, где нет достойной работы и зарплаты, так и сейчас многие из нас ушли в блогосферу, потому мы хотим знать как мы сами живем, в то время как медиа так и не осилили эту задачу  и плюнули на нас, начав обслуживать тех, кто способен заплатить сразу и много.

Блогосфера – это сфера самообслуживания населения брошенного журналистикой на произвол судьбы. Виноваты тут не журналисты, а, как и в случае с дачами и вынужденным предпринимательством, все дело в экономическом укладе, а если точнее – в отсутствии свободного рынка.

При этом, нам повезло. Извращенной экономики никогда бы не хватило для расцвета блогосферы, если бы не интернет, о котором на время забыло государство. Интернет дал нам все необходимое, чтобы начать информировать друг друга и наладить посильный (но абсолютно свободный) обмен мнениями. Как выглядит такая блогосфера? Так же как и современное сельское хозяйство на дачах и частный бизнес на базарах, заполненных предпринимателями – кое-как. Есть очаги инициативы и желания поработать, но, вцелом, картина удручающая, потому что блогосфера тоже нуждается в свободном рынке.

Как и любой другой человек, стремящийся реализовать свои интересы и амбиции, блогер неизбежно сталкивается в лобовом конфликте с интересами государства и даже сообща победить вязкость и тупость онлайновым писателям и снимателям пока не удается. Если государству надоест эта пикировка и оно вспомнит об интернете всерьез, то блогосфера превратится в заповедник для избранных, или умрет вообще, как и почти все, до чего в нашей стране уже дотянулась рука государства.

Отсутствие рынка приводит к тому, что все мы, население, перестаем нуждаться в информации. Она просто ничего не стоит, ее некуда применить, даже если у вас она есть. А тем более мы не можем позволить себе такую роскошь, как нанимать журналистов для получения этой самой информации. Они дороги, капризны и вообще – это ручная работа. Почему мы равнодушны к информации? Потому что у нас нет выбора.

Мы в жизни ничего не выбираем по-крупному, по-взрослому. Да, мы выбираем модель телевизора в магазине и даже ходим на выборы, где выбираем из двух зол меньшее. Но для такого выбора нам хватит совета друзей, мнения родных и близких, жребия, наконец. Такой совет мы и находим в блогосфере – среди своих, таких же.

В том мире, где выбор – всерьез, где от этого зависит судьба человека, семьи, страны, где люди рискуют правами и свободами, делая выбор, они уже давно не полагаются на родных и близких – они платят профессионалам, журналистам, за изучение и формирование картины мира, за возможность получить от них информацию, чтобы затем сравнить и выбрать. Это дорого, но без этого – еще дороже.

Вопрос, по большому счету, один: продавать или покупать

Представьте себе фондовую биржу – вам нужно решить, продавать или покупать? На цену акций влияет все, ведь вокруг – рынок. Вы запросто потеряете, если возьметесь самостоятельно анализировать все факторы. Вы идете к медиа за советом и обобщенной картиной. А потом принимаете ответственность за выбор.

Если, при этом, вам попадается блог фондового аналитика, вы и ему заплатите за уникальный опыт и знания, но – на свой страх и риск. Этот симбиоз медиа, дающих надежную, но неглубокую картину мира, и блогосферы, где есть уникальный анализ, не доступный журналисту, но нет гарантий и традиций, присущих массовым медиа, и формирует ту уникальную медиасреду, о которой мы читаем книжки и которую видим в кино.

Покупать или продавать, в широком смысле – это выбор, который отражает все разнообразие выбора вокруг нас. Это и выбор политической силы, и выбор системы образования, и места жительства, и работы. Мы, так или иначе, во что-то вкладываемся или от чего-то избавляемся. Поэтому мне нравится этот пример.

Но у нас нет фондового рынка, у нас нет рынка вообще. Мы, в большинстве своем, рискуем мало и понемногу, а знакомство и блат заменяют нам информацию и аналитику. Тем более произвол власти не поддается анализу и прогнозу. Поэтому мы ищем в медиа, не новостей, а развлечений и отвлечений от реальности, эмоций, а не данных. Большего погружения в реальность мы уже не выдерживаем.

Именно поэтому аудитория прессы, все еще пытающейся нас информировать, стремится к нулю, а у блогосферы – невелика. Она формируется не теми, кто хочет что-то узнать, а теми, кто хочет поговорить – т.е. кому важно наладить обмен. Высказываться самому и слушать других, иметь отклик, реакцию. Это служба взаимопомощи в мире, где информация перестала быть нужна.

Конечно, среди нас есть люди, которым нужна информация и для которых она имеет цену. Но их, этих людей мало, и каналы получения и распространения информации у них тоже свои – для избранных. Им не нужна массовость, она им вредна. Эти каналы работают исправно, но время от времени и из них происходят утечки – случайно или сознательно, в прессу или блоги, нарушая спокойствие участников процесса. Но не надолго. Волна затихает и все возвращается на круги своя.

Вязкость и инертность среды побеждает.

Сегодня и завтра блогосферы

Что нам ждать от медиасреды и блогосферы в ближайшем будущем?

Тяжелее всего придется молодым журналистам. Их более опытные коллеги, не попавшие в число депутатов, монополизируют проекты, названные гражданскими или социальными, в которых будут получать содержание от государства, продолжая явно или неявно на него работать и дальше. Молодежи придется отказаться от старой модели – найма в медиаорганизацию, где им будут все меньше платить и все больше требовать за это – и начинать свои самостоятельные проекты, осваивая вынужденное предпринимательство. Объединяясь с такими же коллегами во временные коллективы, они смогут производить контент и поставлять сервис который, скорее всего, будет востребован брендами, и не только в Украине, но и в других странах.

Эти вчерашние журналисты и станут завтрашними как бы “блогерами”, только организованными и более нацеленным на заработок. Традиционный блогинг будет переживать стагнацию. Те, кто захочет больше общения уйдут в соцсети, где процесс развивается вокруг личности, а не вокруг текстов, как в традиционном блогинге.

Традиционный блогинг будет страдать от двуязычия педалируемого государством – тексты будут все менее грамотными, слабыми по стилю и содержанию, и все чаще будут вытесняться фото, картинками и инфографикой, бум которой напрямую связан с утратой способности внятно и ясно излагать свои мысли словами.

Приход в сеть людей старшего возраста не даст еще какое-то время умереть словесности в онлайне, а развитие украинского языка, вытесняемого из традиционных медиа, будет происходить в первую очередь в онлайне и будет добавлять позитива в общую картину.

При этом важно помнить, что мы находимся на очень раннем этапе освоения интернет-технологий и по мере знакомства с ними все большего числа молодых людей мы увидим много нового и интересного, в том числе и в технологиях самовыражения в сети. Мультимедийные проекты, где будет больше видео, чем текста, станут доминировать на экранах мобильных устройств, с которых мы и будем бороздить глобальную сеть.

Засилие монополий, подавление конкуренции, вмешательство государства негативно отразятся на развитии рекламного рынка и это повлияет на расклад сил и денег, от которых будет зависеть активность в медиа. Доминирование крупных агентств, не заинтересованных в прямом выходе брендов на свои аудитории и началу их общения между собой в сети, приведет к тому, что эффект от увеличения количества денег в онлайновой рекламе будет компенсироваться засилием устаревших, но проверенных в прошлом, технологий, снижающих общую эффективность рекламы, но оставляющих посредникам их долю.

Забудьте об информировании, будущее – в образовании

Несмотря на довольно скромную общую аудиторию блогов, среди них появятся те, кто не будет уступать отдельным изданиям по числу читателей, однако, заработать на популярности им будет сложно еще очень долгое время. Поэтому успешные блоги в первую очередь станут частью проекта создания персонального бренда блогера, который при этом будет конвертировать эту популярность в деньги в других сферах – консалтинге, тренингах, обучении.

Ближайшее будущее блогинга не в информировании, а в образовании своей аудитории. Преуспеют те блогеры, которые смогут превратить свои блоги в обучающие проекты в тех областях знаний, где будет основной спрос.  Поможет здесь то же государство, которое своим вмешательством будет и далее губить сферу образования в стране.

Делясь полученными ранее знаниями, учась вместе со своей аудиторией, общаясь с ней, блогер таким образом будет выполнять важнейшую социальную миссию по возрождению общественного и личного самосознания людей, их политической и экономической грамотности, повышению их культурного уровня. Люди всегда будут хотеть знать больше – в этом спасение блогинга в таких странах, как наша.

Соответственно, среди блогеров будут выделяться успешные проекты за которыми будут стоять авторы, выбравшие образование аудитории своей целью. Именно эти люди сделают главный вклад в возрождение страны, в формирование гражданского самосознания, достоинства и самоуважения людей, в осознание ими своих прав, в развеивание мифа о “государстве”.

Те же, кто называет себя государством, быстро осознают эту угрозу, а образованный народ – главная угроза для начальников всех мастей. Поэтому легкой жизни блогерам не видать.

(иллюстрация – stanford.edu)

telegram

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *