Мне кажется интересным, что проблема фейковых новостей, фейковой информации, и т.д. возникла исключительно в журналистике пишущей о “большой политике”. Этой проблемы нет, или она не играет значительной роли в нишевых проектах, в прикладной информации, специализированной прессе и т.д.
Ответ мне кажется очевиден.
Политика, и в особенности “большая”, оперирует коммуницируя с населением, исключительно фейками. Успех политика измеряется степенью затуманивания головы избирателя всякой чепухой вроде “интересов народа”, “государственного строительства”, “каждый голос имеет значение” и прочими штампами.
И кризис фейков не в том, что люди получают искаженную информацию. Они ее всегда получали, когда речь идет о политике. Проблема в том, что глобальная сеть нарушила монополию политиков и медиа – цепных псов демократии – на генерирование таких же или даже еще более привлекательных для массовой публики фейков из того же сырья.
Желание “приструнить” соцсети, сеющие обман и вранье, это не что иное как попытка наехать на свободу людей собирать и распространять информацию в обход официальных, санкционированных властью каналов, а также реакция на угрозу распространения разоблачений той “правды”, которую продают медиа.
Радетели чистоты интернета и факт-чекеры указывают нам на то, что “мошенники” обслуживали фейковыми новостями кампанию Трампа. Естественно, ведь кампанию Клинтон обсуживала вся масса официальных медиа, генерировавших свой поток фейков, причем начав раньше и не выбирая доступных им средств.
Шум вокруг фейковых “про-Трамповсих” новостей это шум тех профессионалов “борьбы за правду”, кто понял, что проиграл войну любителям, показавшим им всю силу новых медиа и социальных сетей.
Дело не в фейковых новостях. Дело в самом главном фейке – политике. И молодежь, сочинявшая в фейсбуке сказки про Трампа в ответ на газетные сказки про Клинтон, великолепно это продемонстрировала.