У себя в Фейсбуке известный в Украине медиаменеджер Леонид Бершидский сформулировал три принципа, затрагивающие ключевые вопросы взаимодействия медиа и государства. Всем, кто их не понял, автор предложил его “расфрендить”. Учитывая, что на карту поставлена ключевая функция социальных сетей, бывший главред сайта Forbes.ua придает своим формулировкам особое значение.
Я не собираюсь “расфрендить” Леонида Бершидского и планирую дальше читать его посты в Фейсбуке, но должен признать, что сказанное метром русскоязычной журналистики и колумнистом Bloomberg мне непонятно. Более того, я считаю, что автор ошибается.
Вот что пишет Бершидский у себя на стене:
1. Социальная миссия журналистики – защита слабых от сильных, в том числе всех – от государства. Невозможно осуществлять эту миссию на деньги государства. На них можно только защищать интересы государства или делать то, что государству так или иначе требуется.
2. У бизнеса миссия в первую очередь экономическая, а не социальная: он зарабатывает деньги, не нарушая при этом законов. Бизнесу все равно, кто платит деньги за его продукт, государство или дядя Вася из соседнего подъезда, – если это честно заработанные деньги.
3. Что в связи с этим делать, если ты занимаешься бизнесом, но также и пишешь тексты? Во-первых, тебе нельзя писать ничего, кроме колонок: ты не журналист, а предприниматель, и это все, что тебе можно. Во-вторых, твои публикаторы должны знать, чем ты занимаешься и какие у тебя возможны конфлиткы интересов.
Вещи о которых он пишет, действительно важные и касаются того, что, во многом, определяет нынешний вид медиапространства, как в России, так и в Украине. Именно поэтому я позволю себе прокомментировать основные положения этих трех тезисов, не стараясь полемизировать с ними буквально слово в слово.
1. У журналистики в первую очередь экономическая миссия, а не социальная. Как и у любого другого бизнеса, который пока еще возможен в наших условиях. Журналистика вообще – дорогой, но весьма эффективный сервис сбора и обработки информации, позволяющий членам общества сделать осознанный и выгодный им выбор, если перед ними он стоит и журналистика им по карману. Бедным журналистика не нужна – они далеки от того, чтобы выбор своего уровня основывать на дорогом продукте журналистов. Бедные – не дураки. И дорожат тем, что у них есть. Им хватает мнения друзей и собственного опыта. Наша журналистика пытается навязать себя бедным, продавая им некую “защиту”, т.е. работая как рекет. Еще немного и это перестанет работать вообще – бедные уже создают систему самообеспечения информацией в интернете.
Защита сильных и богатых от государства – еще более безнадежная вещь. Сила и богатство у нас напрямую связаны с близостью к государству. Наши журналисты могут пригодиться для шантажа одних сильных другими. Пока это единственная работающая бизнес-модель в наших странах, позволяющая журналистам зарабатывать много. Здесь нет никакой социальной миссии – pure business.
У государства нет интересов. Они есть у людей, называющих себя государством. Они сильные и богатые, потому что грабят остальных под прикрытием закона. Сохранить это положение вещей и ограничить участие в коррупции и грабеже только своими людьми – цель пропаганды. Пропаганда – единственное на что люди государства дают деньги нашим журналистам.
2. Бизнесу не все равно, работает он, или нет, на государство. Потому что у государства нет заработанных денег. Они отняты силой. Государство не участвует в свободном обмене. Бизнес работающий на государство становится частью системы и перестает быть бизнесом. Для многих бизнесов это цель их существования. В медиа – тоже.
3. Журналистика у нас все еще остается видом государственной деятельности, журналист – это отклик на государственный пароль “стой, кто идет”, а написание текстов перестает быть привилегией журналистов. Более того, журналистом можно стать лишь будучи частью организации, которая в большинстве случаев, никакого бизнеса не ведет. Поэтому, если вы занимаетесь бизнесом и пишете тексты, т.е. вы журналист-предприниматель, то вы это делаете не будучи частью организации, поэтому единственное мнение, которое вас интересует, это мнение аудитории, а она запросто поставит вас на место, возникни у вас конфликт интересов, предупреждали ли вы кого-то при этом или нет.
Прочитавшие это вправе сами решить – френдить или расфрендить меня в фейсбуке.