Среди главных событий прошедшей недели вне конкуренции – неоднозначная презентация компанией Apple двух новых смартфонов – iPhone 5S и 5C.
Apple давно не выпускала чего-то действительно нового, в духе традиций, заложенных предшественником Тима Кука, нынешнего босса Apple, на этом посту. Последняя модель – iPhone5 – выглядела модернизацией предыдущей разработки, и в случае повторения такой уловки, Apple серьезно рисковала репутацией.
С другой стороны, что радикально нового можно предложить пользователю смартфона? Качество экранов достигло предела, разрешение фотокамер ушло в область фантастики, не имеющей практического применения. Появилось мнение, что смартфон, как концепция, себя исчерпал и успех на этом рынке зависит не от очередных усовершенствований того, что Apple сделала в 2007 году, а в том, чтобы предложить что-то принципиально новое.
То, что вместо одной модели, были показаны сразу две, одна из которых заявлена как “бюджетная”, а другая, мощнее, вышла в корпусе еще и золотого цвета, не скрасили общего разочарования. А как же кнопка, сканирующая отпечаток пальца? А вам ее не хватало?
С этим сканером отпечатка пальца, который, по замыслу разработчиков, должен стать универсальным идентификатором личности владельца, все получилось не совсем так, как хотелось бы Apple.
Во-первых, из-за ранних утечек, он не стал сюрпризом. Да и сканер этот – давно не новость, им уже оснащались более десятка мобильных устройств разных компаний.
Во-вторых, сканер появился в тот момент, когда весь мир живо обсуждает успехи и провалы правительств мира в непростом деле слежки за своими и чужими гражданами.
В Apple сразу же поспешили заверить, что отпечаток пальца шифруется и хранится локально, т.е. на самом аппарате, а не передается на “облачные” серверы компании.
Это, однако, успокоило не многих. Дело в том, что Агентство национальной безопасности (АНБ), которое несколько последних месяцев отбивается от обвинений в безудержной слежке чуть ли не за всем миром, признало, что имеет технические возможности снимать частную информацию с iPhone без ведома владельца и независимо от того, передавались данные на сервер или нет. Более того, спецслужбы умеют читать информацию, зашифрованную с применением популярных алгоритмов, использующихся в большинстве мобильных устройств.
В прессу просочились также фрагменты внутренней переписки сотрудников АНБ, в которой те называют владельцев айфонов не иначе как «зомби» за их беззаботную манеру добровольно распространять свои персональные данные.
Эти и другие тревожные новости, в частности о том, что “бюджетная” модель iPhone 5C, призванная завоевать рынок Китая, будет китайцам просто не по карману из-за своей цены, негативно сказались на стоимости акций Apple. К концу дня они стоили уже около 468 долларов – на 5,44% ниже уровня предыдущего дня.
Рыночная капитализация Apple упала более чем на 24 млрд долларов. Спасет ли положение дел уже почти подписанный договор с крупнейшим оператором мобильной связи Китая, имеющим 800 млн клиентов, пока не ясно. Большинство этих клиентов пользуются предоплаченным сервисом и не покупают телефон с контрактом.
А на бирже тем временем произошло еще одно примечательное событие. Первоначальное предложение своих акций в конце прошлой недели провела компания Twitter Inc. Популярный сервис микроблогов давно собирался на IPO – у него уже 200 млн активных пользователей, утверждают в компании. Накануне выхода на биржу, Twitter Inc купила за 350 млн долларов мобильную рекламную платформу MoPub.
Эта покупка позволит Twitter избежать неприятностей, случившихся ранее с Facebook. Стоимость ее акций буквально сразу после IPO упала, в первую очередь, из-за опасений, что социальная сеть не сможет зарабатывать на мобильной рекламе.
Сейчас дела у Facebook наладились и стоимость ее акций находится на наивысшем уровне с момента выхода на биржу. Об этом рассказал на днях ее основатель.
Марк Цукерберг также рассказал, что Facebook сейчас велик как никогда – сетью пользуются ежемесячно более 1,3 млрд человек во всем мире, из которых 699 млн – заходят туда ежедневно. У Цукерберга теперь есть идея – объединить в свою сеть 5 млрд человек на Земле. В Facebook готовятся к тому, чтобы описать все, что можно, «семантически» и создать глобальную карту «всего» на свете – ни больше, ни меньше.
Не удивительно, что на этой неделе Цукерберг планирует поговорить в Вашингтоне о ситуации с доступом к частной информации пользователей. Он уже крупнейший держатель такой информации, и от него во многом будет зависеть, что из нее достанется агентам секретных служб. Пока что, по его словам, правительство «облажалось» со своей слежкой. Цукербергу ли не знать этого.